Советы музыкального руководителя
Патриотическое воспитание средствами музыки.
Необходимо уже с малых лет формировать у ребёнка основы патриотизма, любовь к своей Родине. Поскольку ребёнок воспринимает мир через чувства, эмоции, сердцем, необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста чувство Родины, под которым подразумевается осмысление и ощущение её истории, тех изменений, которые она претерпела, ощущение своей связи со всем происходящим. При этом важно понимать, что прежде чем ребёнок дошкольного возраста осознает себя «гражданином страны», ему нужно помочь осознать себя частичкой своей семьи и детского сообщества и освоить пространство «малой родины», где проходит его детство.
Основы патриотизма мы можем формировать у детей дошкольного возраста благодаря следующим условиям:
1.Опора на историю, искусство, культуру, национальные традиции, примеры жизни героев нашей Родины.
2.Участие детей дошкольного возраста в проектах, акциях, праздниках, концертах, посвящённых значимым событиям в жизни города, страны.
3.Сотрудничество и взаимодействие учреждения образования с семьёй, включая различные формы совместной работы детского сада и семьи.
Решая вопрос, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, начнём с языка, который ребёнок слышит с младенчества. У каждого народа свои сказки, пословицы, потешки, прибаутки и все они передают из поколения в поколение основные моральные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А если пословицы, потешки, прибаутки спеть или сыграть, как театральное действие, они легко запоминаются детьми.
Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и панорама родного города, и детский сад, где ребёнок получает радость от общения со сверстниками, и знакомая природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, доброе и положительное: общественные события, труд, отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни – коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, веру в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру на Земле.
Родная природа – одна из сильных факторов воспитания патриотизма. От любования её красотой, бережного отношения к ней, до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю.
Но невозможно полюбить то, чего не знаешь. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, чей жизненный опыт совсем не велик. Малыши любят сказки и книжки с картинками и это нужно использовать в работе. Детям на музыкальных занятиях можно показать на экране или на фотографиях красоту родного края, какие-то образы. К каждой картинке можно сочинить небольшой рассказ. А затем уже предлагать детям послушать новую песню или музыкальное произведение, сделать танцевальную импровизацию на это произведение. Например, на музыку В.Иванова «Спеў дубраў».
Детям надо показать родной город, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Важно, чтобы родной город предстоял перед ребёнком как самое дорогое, неповторимое.
На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют песни о Родине, о природе, о людях, народные колыбельные и шуточные песенки, играют в народные игры, исполняют народные танцы, исполняют их на музыкальных инструментах. Лучшие музыкальные номера, особенно полюбившиеся детям, включаются в программу праздников и развлечений.
Большую роль в патриотическом воспитании могут сыграть мама и папа. Они имеют возможность посетить с ребёнком те места в родном городе, о которых наши воспитанники узнали на занятиях. Они должны не только интересоваться успехами своих детей, но и сами активно участвовать в праздниках, открытых мероприятиях, экскурсиях, помогая тем самим своим чадам понять, что семья – важная частица общества.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть естественный, а потому и верный способ воспитания любви к Отечеству.
Литература:
1. Веретенникова Н.А. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа / Н.А.Веретенникова // Музыкальный руководитель. – 2017. - №5. – С.2–4
2. Каваліцкая Г.Фарміраванне патрыятычных пачуццяў у дзяцей дашкольнага ўзросту ў працэсе азнаямлення з гістарычнымі каштоўнасцямі роднага краю / Г.Каваліцкая // Пралеска. – 2018. - №10. – С.27–28.
3. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019
4. Рубан Т.Г. С чего начинается Родина… / Т.Г. Рубан, М.С. Таранцева, Л.И.Сапрыкина // Музыкальный руководитель. – 2017. - №1
Подготовила музыкальный руководитель Шутько Н.С.
МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше ‒ на вегетативную нервную систему и внутренние органы.
Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
Так, например, сердечнососудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством
воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма.
Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.
РИТМ
Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию.
Если звучание ритма музыки реже ритма пульса ‒ то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
ТОНАЛЬНОСТЬ
Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные ‒ поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
ЧАСТОТНОСТЬ
Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному
истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный
фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
Также очень важны такие характеристики, как диссонанс(дисгармоничное сочетание звуков) ‒ они возбуждают, раздражают.
Консонанс (гармоничное сочетание звуков) ‒ они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение.
Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».